ГДЗ, сочинения, презентации

Сочинение на тему: Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


       Николай Васильевич Гоголь заслуженно считается величайшим мастером слова. Его потрясающие произведения поднимают множество проблем, актуальных и для нашей современности. Это очень печально, что более чем за двести лет, по сути, мало что изменилось в укладе нашего общества.
Николай Васильевич обладал редким талантом показывать пороки общества и конкретно взятых персонажей, маскировать их за смехом. Хотя, как утверждал В.Г. Белинский, поэму «Мёртвые души» нельзя воспринимать в ключе привычной гоголевской сатиры. В ней нет ничего смешного, автор не ставил цель развеселить читателя, он хотел привлечь внимание, показать подтекст поэмы.
       Изначально Гоголь планировал написать три тома. В первом он собирался показать отрицательные образы, во втором и третьем томах должен был быть изображён путь спасения и очищения «мёртвых душ». Но, как мы знаем, в 1842 году свет увидел первый том произведения, оставшийся единственным.
       Итак, мы знакомимся с главным героем произведения – Павлом Ивановичем Чичиковым, предприимчивым молодым человеком, мечтающим разбогатеть. Он занимается скупкой мёртвых душ, с целью заложить их в опекунский совет. Чичиков посещает пятерых помещиков. Каждый из них представляет различные характеры и отрицательные черты, свойственные в целом их классу.
       Более подробно остановимся на образе Манилова, именно к нему Чичиков отправляется в первую очередь. Гоголь - мастер деталей и говорящих фамилий. Манилов – от слова «манить». И действительно, этот образ мало кого мог бы заманить. Манилов оказывается ничем не примечательным человеком, на первый взгляд его облик и манеры не лишены приятности, но стоит лишь немного времени провести рядом с ним, как появляется ощущение ужасного отторжения. Он до приторности слащав, очень старается угодить своему визитёру, не в меру и не к месту использует в своей речи высокопарные обороты. Чего стоит одна только сцена, где Чичиков и Манилов очень долго стоят при входе в комнату и «нижайше» просят друг друга прошествовать первым.
       Автор мастерски показывает несостоятельность Манилова как человека посредством мелких деталей: это и раскрытая на 14-й странице книга, которая лежит в кабинете уже много-много лет, это и некая неопрятность дома героя. Обстановка вроде бы и с заявкой на шик, но, не доведена до конца. (Диваны и кресла обиты дорогой материей, но на одно кресло материала не хватило, и его обтянули простой рогожей). Вся прислуга в господском доме полностью отбилась от рук, пьянствует, ворует. Но Манилова это нисколько не беспокоит. Он занят философскими размышлениями, мечтами. Его «прожекты» совершенно глупы и бесполезны, но это всё, на что он способен. Нет в нём ни отвратительных, ни приятных черт. Его отношения с семьёй тоже далеки от реалий жизни. С женой они прекрасно дополняют друг друга, она такая же мечтательница, считающая основным своим супружеским долгом не присмотр за хозяйством, а рукоделие и развлечение мужа игрой на фортепиано. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами – Фемистоклюс и Алкид, что, откровенно говоря, очень нелепо для помещика, живущего в глубинке. Воспитание своих отпрысков по европейскому обычаю он доверил наёмному учителю.
Манилов отдаёт мёртвые души Чичикову совершенно бесплатно, даже не пытаясь понять, для чего они ему нужны.
       Лучше всего этот образ характеризуется поговоркой «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов не плохой и не хороший человек. Он никакой. Без цели в жизни. Поэтому он и пополнил галерею характеров «Мёртвых душ».